Агрессивные дети

Агрессивные дети

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio» – нападение. Агрессивным считается поведение, «приносящее физический или моральный ущерб другим людям».
Агрессия проявляется по-разному: она может быть физической, словесной, прямой или косвенной.
Психологи выделяют несколько возрастных периодов «естественной» повышенной агрессивности детей. Это периоды, совпадающие с возрастными кризисами.
Например, у трехлеток агрессивность связана с расширением границ самостоятельности. Для созидательной деятельности у детей этого возраста еще недостаточно знаний и навыков, не сформированы еще усидчивость и внимание, и поэтому разрушительные действия преобладают над созидательными. В этом возрасте у детей уже может проявиться физическая агрессия (использование физической силы против другого лица), чаще косвенная, т. е. направленная на другое лицо окольным путем, в том числе топанье ногами, хлопанье дверью, разбрасывание вещей, порча имущества. Некоторые дети рвут книги, ломают мебель и даже устраивают поджоги. Механизм косвенной агрессии связан с феноменом «переноса». Например, ребенок, которому взрослый не дал конфету (не разрешил смотреть телевизор, не пустил гулять, потребовал выполнения домашних заданий), как правило, не осмеливается открыто проявить свой гнев и «переносит» всю свою злобу на другой объект, попавшийся под руку… Нередко такое поведение демонстрируют дети, уставшие от запретов и чувствующие сильную агрессию против взрослых. Порой дети из чувства зависти и стремления самоутвердиться уничтожают что-либо, созданное другими людьми (детьми). Чаще всего в основе желания ломать, портить и разрушать лежат неуверенность в себе и вражда по отношению к людям.
В этом возрасте лучшим «лекарством» против агрессивности станет безопасная, разнообразная предметная среда и добрый, помогающий взрослый. Недовольство и раздражение поведением ребенка высказывайте в достаточно мягкой форме и объясняйте, почему вы не одобряете такого поведения. Не следует принуждать ребенка к повиновению силой, это может вызвать у него еще большее стремление к разрушениям. Каждый раз предлагайте ребенку устранить учиненный им разгром: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы создать беспорядок, поэтому помоги мне убраться» (для детей постарше – «сможешь привести все в порядок»). Не заменяйте сломанные ребенком игрушки новыми и не спешите убирать обломки: пусть последствия поведения будут наглядно видны. Давайте детям игрушки, которые можно разбирать и собирать, чтобы они могли удовлетворять свое любопытство. Подберите детям прочные игрушки, которые трудно сломать.
Часто проявление прямой физической агрессии можно встретить в семье, где есть двое и больше детей, ведь порой ссорятся и дерутся даже маленькие дети. Лучше всего, как ни странно, не вмешиваться в детскую драку, не превращать ее в важное событие – дети часто самостоятельно умеют разрешить свои проблемы. Дело в том, что вмешательство родителей дети очень быстро учатся использовать в своих целях – увидеть наказание «противника», получить желаемое, привлечь внимание или досадить родителям. А в тех случаях, когда есть основания всерьез опасаться за здоровье детей или дети очень маленькие, следует развести их в разные стороны, четко и ясно сказав, что драться нельзя.
Бывает так, что агрессия ребенка направлена на родителя (в зависимости от возраста это могут быть попытки ударить, укусить, нагрубить, кинуть или разбить какой-то предмет). Очень нежелательно отвечать агрессией на агрессию или использовать телесные наказания – ведь тем самым родитель демонстрирует именно ту модель поведения, против которой выступает. Конечно, отшлепанный ребенок может больше не повторить свой проступок. Однако причиной этого станет не понимание ребенком неправильности своих действий, а страх, который со временем может перейти в неприязнь и даже ненависть к родителям.
Возраст 6-7 лет – следующий пик повышенной агрессивности – может быть вызван стрессом, связанным с началом школьного обучения. Агрессивно могут вести себя дети, с трудом привыкающие к школе, не подготовленные к нагрузке, не готовые к тесному общению с одноклассниками и учителями. Вспышки агрессивности у подростков могут объясняться именно через возрастные особенности – это возраст самоутверждения среди сверстников, протеста и бунта против старших, возраст сильных эмоций и переживаний.
В целом же считается, что агрессия в детском и подростковом возрасте возникает в двух случаях: если исчерпаны все другие возможности для удовлетворения своих потребностей и как «выученное поведение», когда агрессивные поступки являются повтором поведения родителей или других значимых людей (или персонажей).
Почти все дети рано или поздно начинают использовать бранные слова – естественным образом впитывая и повторяя то, что говорят окружающие (в том числе и сами родители). Причины словесной агрессии могут быть самые разные. Бывает так, что дети даже не знают значения повторяемых ругательств – и тогда можно просто сказать, что это грубое или неприятное слово и лучше его не использовать. Также «плохие» слова дети могут повторять за другими людьми из-за их заразительной эмоциональности. В дошкольном и младшем школьном возрасте дети так выражают свои чувства. Использование бранных слов может быть вызвано желанием позлить, подразнить взрослого или отомстить ему (в подростковом возрасте). В таких случаях лучше всего просто игнорировать брань – не достигнув цели, ребенок прекращает пользоваться этим способом. Если же ребенок воспринимает игнорирование как «молчаливое одобрение» и продолжает ругаться, то краткий и четкий выговор («Довольно!», «Ужасно неприятно!») будет лучше длинной гневной нотации. В то же время можно попробовать подобрать с ребенком те слова, которые помогут ему выразить сильные чувства – например, если он ударился или сильно обижен и разозлен. Бесполезно ругать ребенка или запрещать ему сквернословить, бить по губам или заставлять мыть рот с мылом. Следите за собственной речью: если вы сами используете бранные слова, не удивляйтесь, что ребенок начинает их повторять. Научите ребенка справляться с отрицательными эмоциями, реагировать на чужую грубость или агрессию.
Агрессивный ребенок часто вызывает неприятие, его трудно понять. Однако он также нуждается в добром отношении и помощи взрослых.
Таких детей важно обучать приемлемым способам выражения гнева и умению владеть собой в провоцирующих, конфликтных ситуациях, демонстрировать модель неагрессивного поведения и быть внимательным к их нуждам и потребностям.
 

Добавить комментарий